Среда
04.12.2024
22:19
Поиск
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Друзья сайта
  • Мы на YouTube
  • SeNDez_rU
  • Mister_Wong
  • Мы на Бодре
  • Всё самое интересное
  • Студия Артемия Лебедева
  • sergeyzabolotny.livejournal.com
  • stigen-ihor.livejournal.com
  • Статистика

    Nice Design Studio - создание, продвижение, оптимизация

    Главная » 2010 » Январь » 16 » Почему российские компании катастрофически отстают от западных?
    12:10
    Почему российские компании катастрофически отстают от западных?
    Хочу поднять тему менеджмента и смежных с ним областей знания, так как считаю, что им уделяется крайне мало внимания на других интернет. ресурсах. Западные компании тратят огромные суммы на обучение своих менеджеров и развитие систем управления. Пришло время и нам обратить внимание на эти вопросы. (Осторожно, дальше много текста).

    Мечты

    Думаю, каждый посетитель нашего сайта хотя бы раз, но представлял себе день, когда на арену мирового IT-бизнеса взойдут российские компании и отвоюют большую часть покупателей и западных конкурентов. И казалось бы, у нас для этого есть все шансы: наличие талантливых программистов, большое количество людей увлеченных сферой IT, помогает специфика отрасли, позволяющая вести бизнес без границ и без значительного вмешательства чиновников и милиции, да и, в конце концов, перед глазами пример компании Google, которая как ни крути имеет русские корни!
     
     
    Вынужден огорчить – ни у одной российской компании сейчас нет шансов стать хоть сколько-нибудь заметным игроком во всемирной паутине. Речь о построении успешной компании с долгосрочными конкурентными преимуществами, а не о копировании американских идей с добавкой нелегального контента. Не произойдёт это по ряду причин, которые, к сожалению, свойственны всему российскому бизнесу, включая IT-отрасль. И все эти причины относятся к одному обобщающему слову – менеджмент.

    В чем проблема?

    Из-за известных исторических событий наша страна и наши люди вступили в жесткую конкурентную бизнес-войну только 20 лет назад. И в то время, пока другие страны во главе с США очень бодро развивали управленческий потенциал своих компаний, мы строили совсем другую систему, которой не суждено было выжить. Сейчас мы вынуждены учиться у них бизнесу, чтобы оставаться в живых. А учиться у нас получается очень плохо. Так, по неподтверждённым данным, в этом году количество поступивших человек на программы МВА составило примерно 5000 человек. Думаю, всем понятно, насколько катастрофически низкий этот показатель для страны с населением в 142 млн. человек. Плюс всем известно качество большинства русских МВА.

    Низкий уровень менеджмента проявляется во всём. Практически во всех учебниках по менеджменту описаны только базовые теории управления уже вековой давности. Самое ценное, что может остаться в голове после прочтения это то, что бывают разные структуры у компаний, что такое SWOT-анализ (анализ сильных, слабых сторон компании, а также возможностей и угроз на рынке) и что бывают разные стили лидерства. О какой системной подготовке высококлассных менеджеров-руководителей может идти речь? В народе понимание слова менеджер сводится к менеджеру по продажам, который ещё и улыбаться покупателю не умеет. Даже большинство топиков на Хабре по темам управление и менеджмент посвящены тому, как правильно составлять ТЗ, договоры, как общаться с «диким» клиентом и т.д. И такие топики получают высокие оценки и сопровождаются бурным обсуждением, что свидетельствует о том, что люди в целом не знакомы даже с азами бизнеса и уже благодарны за то, что кто-то за них сделал «рыбу для ТЗ».
     
     
     
    Нам предстоит тяжелый и сложный путь, чтобы занять лидирующее место в мировой экономике, на которое мы претендуем. Даже Президент постоянно говорит о необходимости инновационного пути развития. Сначала нам следует впитать все те знания, которые уже используются европейскими и азиатскими бизнесменами, после этого необходимо будет выстраивать систему создания нового знания, которое будет давать необходимые конкурентные преимущества.

    Что делать?

    Дальше попытаюсь представить основной круг вопросов, по которым нам всем предстоит усиленно работать, чтобы быстрее догнать и в чём-то обогнать западные компании, чтобы повторить удачные примеры японцев и финнов.

    1. Общий уровень менеджмента.

    Что в вашей компании/проекте делает менеджер? Занимается ли менеджер разработкой стратегии компании, формированием видения будущего и места фирмы в нём? Привлекает ли он лучших людей в компанию? Является ли он бесконечным примером для подражания и лучшим советником по любой проблеме? Вдохновляет ли он работать больше и лучше? Пытается ли он создать условия для эффективной работы? Или же менеджер только раздаёт задачи, общается с клиентом, контролирует выполнение задач, объясняет клиенту почему не в срок и почему будет дороже и, скорее всего, любит беспричинно с точки зрения персонала поругаться? Да и вообще, уместно ли называть людей, занимающихся исключительно распределением задач, контролем и отчетностью для начальства выше, менеджерами?

    2. Маркетинг

    Как в вашей компании занимаются маркетингом? Понимает ли компания нужды потребителя? Осваивает ли ваша компания маркетинг партнерских отношений и маркетинг высокой точности? Используется ли у вас кластерный анализ исторических данных о ваших потребителях? Пытаетесь ли вы сгруппировать потребителей по определённым моделям поведения? Или же вы тупо решили, что ваша аудитория это люди в возрасте 25-35 лет с достатком выше среднего, и работаете, исходя из этого предположения?

    3. Качество

    Что делается для постоянного повышения качества продукта/услуги? Изучается ли чужой опыт? Проводите ли вы встречи, на которых все рассказывают о своих идеях и опыте? Увольняете ли вы тех, кто не развивается? Или все сотрудники уверены, что работают на пределе и лучше уже некуда, да и какой смысл, если заказчик всё равно ничего не понимает.

    4. Нематериальные активы

    Есть ли инвестиции в нематериальные активы? Понимает ли руководство почему Microsoft стоит почти столько же, сколько и Газпром, хотя имеет в десятки раз меньше сотрудников и реального капитала – зданий, машин и т.д.? Занимается ли компания инвестициями в развитие торговой марки, создание уникальных отношений с покупателями, разработку новых продуктов, развитие сетевых связей и партнёрских отношений, получение знаний о рынке? Оценивает ли компания эффективность этих инвестиций? Формируется ли долгосрочное конкурентное преимущество? Или же подход такой: вот вам зарплата, сами знаете, что делать, а что касается конкурентного преимущества, то достаточно с нужным человеком в баню сходить, вот и всё преимущество.

    5. Коммуникации

    Как построена система коммуникации? Происходит ли постоянный обмен идеями, а также анализ лучших практик работы вне зависимости от источника их возникновения с целью их дальнейшего принятия? Способна и готова ли компания к изменениям? Или каждый делает только то, что от него требуется, не задумываясь над тем, как работать ещё лучше, а даже если и задумывается, то всё равно считает, что его идеи никому не нужны. А если начинаются какие-то изменения, то они, как правило, являются данью моде (яркий пример – закупка дорогих CRM систем российскими компаниями без понимания целей и, ожидаемое, разочарование в этих системах – «опять обманули»).

    6. Внутренняя культура

    Какого уровня у вас производственная культура? Насколько люди одержимы своей работой? Ценят ли они свой труд и коллектив, с которым работают? Умеют ли они правильно решать конфликты? Или же у вас все бегают 10 раз в день покурить, за обедом сплетничают, а весь коллектив давно разделился на противоборствующие группировки? Когда компания расстаётся с сотрудником, она изо всех сил пытается «обрубить» ему все возможности «нагадить» перед уходом или же компания старается поддерживать контакт с покинувшим человеком, чтобы опять же получать полезные идеи, развивать сеть контактов и всегда иметь возможность снова начать сотрудничество?

    7. Дизайн!

    Знает ли весь коллектив фирмы, что то, что выглядит красиво, кажется потребителю качественным? Пытаетесь ли вы делать простые в использовании и «сексуальные» продукты? Любите и гордитесь ли вы тем, что продаёт ваша компания? Или же у вас принято считать всех дизайнеров гомиками и, вообще, делать так, как проще и удобнее всего вам?

    8. Лидерство

    Развивает ли ваша компания лидерство? Речь идёт не только о менеджерах, но и о развитии лидерских качеств у всего персонала. Работают ли у вас энергичные и способные остальных заряжать энергией люди? Часто ли вас посещает одержимость и энтузиам относительно вашей работы? Поддерживают ли менеджеры инициативы? Или же всё ограничивается пустыми призывами на планёрках и корпоративах?

    9. Финансы

    Насколько глубоко ваша компания занимается финансами? Считается ли прибыльность отдельных продуктов? Считается ли структура доходов и расходов (какой процент и каких клиентов приносит основной доход?) Как учитываются накладные издержки? Строятся ли прогнозы движения денежных средств на год, на два, на три? Считается ли прибыльность клиентов, чтобы «увольнять» невыгодных клиентов? Или же финансы-это общая прибыль, чёрный нал и минимизации налогов?

    Заключение

    Таким образом, я попробовал обозначить основные вопросы, ответы на которые вам и вашим компаниям надо срочно учиться находить, чтобы улучшать показатели работы компании: от производительности труда до чистой прибыли. Вместе с этим необходимо развивать культуру и уровень управления, чтобы не забывать задавать подобные вопросы и стремиться искать новые возможности для роста. Компания является сложной системой различных элементов, которые влияют друг на друга. Поэтому хочу напомнить, что все элементы должны не только правильно функционировать, но и быть совместимыми. Простой пример: жесткая дисциплина и четко прописанные процедуры работы не могут сочетаться с развитием творческого потенциала у сотрудников.
     
     
    Конечно, среди российских компаний есть примеры и сильного менеджмента, и отличных продуктов. Огорчает, что таких компаний совсем мало, а хочется больше. Поэтому призываю всех вас публиковать как можно чаще любые свои идеи, а также удачные и неудачные управленческие практики с определенными выводами и рекомендациями. Это будет крайне полезно всем нам для максимально быстрого распространия и впитывания знаний, увеличивающих конкурентоспособность наших компаний.

    С удовольствием продолжу общение в комментариях.

    P.S. если данная проблематика найдёт отклик в сердцах и умах жителей Хабра, то продолжу борьбу за повышение качества менеджмента через публикацию дальнейших статей.

    Просмотров: 794 | Добавил: mr_nice2435 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 mr_nice2435  
    0
    cool Знает ли весь коллектив фирмы, что то, что выглядит красиво, кажется потребителю качественным? Пытаетесь ли вы делать простые в использовании и «сексуальные» продукты? Любите и гордитесь ли вы тем, что продаёт ваша компания? Или же у вас принято считать всех дизайнеров гомиками и, вообще, делать так, как проще и удобнее всего вам? © mr nice

    Имя *:
    Email *:
    Код *: